Свет мой, зеркальце, скажи...
Кояннискатси – слово из языка индейцев Хопи, которое в приблизительном переводе означает «жизнь вне баланса». Я это узнал из документального фильма, снятого в 1982 году Годфри Реджио, в котором была показана без всяких комментариев серия очень сильных съемок, отражающих воздействие людей и их технологий на нашу планету. Подтекст был, естественно, в том, что развитие технологии вышибло жизнь на земле из равновесия.
Но не расстраивайтесь, это не книга по охране природы. Это книга о глубокой связи между собаками и людьми. Но слово Кояннискатси имеет особое значение для меня, потому что, в некотором смысле, эта книга во многом о том как мы, люди, проживаем наши жизни вне баланса. Мы находимся в процессе потери наших инстинктов, которые делают нас в первую очередь частью животного мира, и только потом - людьми. А инстинкт равен здравому смыслу.
Я верю, что здоровый человеческий индивидуум должен быть сбалансирован в четырех сферах жизни. Первое - сфера интеллекта. Это сфера - которую большинство жителей Запада знает назубок. Мы мастера разума и логики. В Америке особенно, образ жизни, который ведет большинство людей лежит в сфере интеллекта. Мы общаемся друг с другом почти исключительно посредством языка. Мы общаемся в Интернете и разговариваем по сотовому телефону, мы читаем, мы смотрим телевизор. Мы высоко образованы и имеем доступ к информации как никогда раньше, что позволяет некоторым из нас жить почти стопроцентно в мире мысли. Мы агонизируем о прошлом и фантазируем о будущем. И слишком часто мы становимся настолько зависимы от нашего интеллекта, что забываем, что в этом удивительном мире где мы живем есть еще много чего.
Еще есть эмоциональная сфера. Будучи мексиканцем, я с детства выучил что только женщинам позволяется иметь эмоции. Здесь женщины несут весь груз эмоций, как и во многих других странах третьего мира. Мой отец учил меня что плакать - значит показывать слабость, быть маменькиным сынком. Мужчины в моей культуре с детства приучены подавлять свои эмоции и прятать их под бравадой. Поэтому очень скоро мы настолько дистанцированы от наших эмоций, что мы их даже не узнаем когда их чувствуем. Когда я приехал в Америку я заметил, что по сравнению с Мексикой, здесь каждый был свободен показывать свои эмоции - даже мужчины. Я видел по телевизору как доктор Фил говорил мужчинам что это нормально - плакать, и просил их рассказать о том что они чувствовали. "Чего?" - Хотел я знать. "Откуда они вообще знают что они чувствуют?" Вот насколько я был запутан в смысле эмоций. Когда я женился, я вынужден был обратиться за профессиональной помощью чтобы научиться общаться, научиться пользоваться своими эмоциями. До того я действительно был не в состоянии придти к равновесию. И я верю, что в странах как Мексика, общество никогда не станет здоровым до тех пор, пока не поймет всю важность эмоций, не научится ценить женщин и детей - носителей эмоциональной силы этого мира.
Другая часть нашего человеческого существа - духовная сторона. Конечно, многие из нас идут в церковь, синагогу, мечеть или другой храм; или занимаются другими формами медитации или поклонения. Часто это становится временной передышкой, когда мы можем воссоединиться с глубинными частями собственного я, прежде чем опять вылезет рутина и мы опять схватимся за газету или побежим на работу. Но духовность вовсе не означает веру в религию или неверие в науку. Говоря словами покойного Карла Сагана: "Наука не только совместима с духовностью; она является ее принципиальным источником". Духовность имеет множество форм, но одно известно точно - это прочно укоренившаяся часть человеческого существа, которая возникла на заре цивилизации. Кто-то может верить в невидимую всезнающую силу, или могущество науки и вселенной, или просто в красоту человеческого духа, почти каждый из нас чувствует внутреннюю потребность быть частью чего-то большего чем просто мы сами.
И, наконец, инстинктивная сторона нашей человеческой натуры. Обладать инстинктом - означает иметь ясную голову, быть открытым и чутким к сигналам, которые мы все время получаем от других людей, животных и окружающей среды. Это означает понимание связи между нашим естеством и окружающим миром, и осознание нашей взаимозависимости с этим миром. Я провел детство в стране третьего мира, в деревне, где мы должны были быть созвучны Матери Природе ради самого выживания. Когда моя семья переехала в город, я почувствовал барьер, выросший между моим инстинктом и той "цивилизованной" жизнью, которую я должен был вести. И когда я переехал в город в южной Калифорнии, я почувствовал еще один слой интеллектуальный, "рациональной" жизни, которая еще больше отделяет людей от их инстинктов.
Люди следуют за интеллектуальными лидерами. Они также следуют за духовными лидерами, и даже за эмоциональными лидерами. Люди - единственный биологический вид на Земле, который последует за абсолютно неуравновешенным, невыдержанным лидером. Животные, однако - хотя я верю, что они обладают и эмоциональной и духовной сферами - последуют только за лидером с развитым здоровым инстинктом. Я полагаю, что потеря нашей связи с нашими инстинктами есть главное, что мешает нам стать эффективными вожаками для наших собак. Возможно, именно по этой причине мы также не можем стать настоящими хранителями нашей планеты.
Без связи с нашими инстинктами мы становимся опасно неуравновешенными. Многие из нас, возможно, об этом даже и не подозревают. Но поверьте мне, наши собаки знают это наверняка; мы не можем их обмануть как бы мы ни пытались. И всем своим плохим поведением, которое мои клиенты зовут меня "исправить", они включают для нас сигнал тревоги чтобы мы вернулись к своим инстинктам и равновесию. Равновесие приходит, когда мы имеем все четыре составляющих нашего существа - интеллектуальную, эмоциональную, духовную и инстинктивную. И только через этот баланс мы можем стать настоящими детьми Матери Природы.
Хорошая новость в том - что наши инстинкты лежат глубоко внутри нас, мы только должны их заново найти. И наши лучшие друзья и компаньоны - наши собаки - могут стать проводниками к пробуждению наших инстинктов. В этой книге я приглашаю вас узнать об истинном жизненном равновесии от тех, кто уже получил эти уроки от своих собак. Наши собаки - наше зеркало; но осмелимся ли мы заглянуть в их глаза и увидеть наше истинное отражение?
Олигарх
Я приехал в Нью Йорк с женой и детьми на празднование пятилетнего юбилея National Geographic Channel, когда мне позвонила одна моя бывшая клиентка. Она обратилась ко мне по поводу ее друга, олигарха и очень влиятельного человека. Он хотел меня видеть немедленно, потому что, выражаясь его словами, "Мои собаки готовы друг друга убить". Когда я услышал какую сумму он собрался мне заплатить, я, честно говоря, чуть не упал. Хотя, конечно, деньги были заманчивые, они были не единственной причиной почему я поехал. Я просто сходил с ума от любопытства. Что заставило этого богатого и влиятельного человека выкинуть столько денег на какого-то "эксперта по собачьему поведению" о котором он и понятия не имел; просто чтобы помочь двум собакам? Как мог человек, который, безусловно, был суперуспешым "вожаком" в его собственной жизни, позволить двум его собакам настолько выйти из-под контроля?
Когда я приехал в пентхаус олигарха, я был ошарашен высоченными потолками, мраморными полами и ослепительными, бесценными предметами искусства. Я в жизни ничего подобного не видел. Но немедленно я инстинктивно почувствовал неуравновешенную энергию. Служанка, которая открыла мне дверь и приняла мое пальто выглядела очень тихой и нервной, как будто она боялась сделать что-то не так. И когда сам олигарх вышел ко мне и представился, она притихла еще больше. (Язык тела - не важно какой биологический вид его демонстрирует - это секретный язык Матери Природы). И когда олигарх обратился ко мне - я мог четко сказать, что он во мне тоже видел прислугу.
Я внимательно к нему присмотрелся, как и ко всем клиентам - просто наблюдал его энергию и язык тела, и смотрел как они согласуются (или нет) со словами, вылетавшими из его рта. Олигарх был невысокого роста, но держался очень гордо; и только слегка поредевшие волосы на макушке выдавали его преклонный возраст. Но интереснее всего были его глаза. Они были удивительно пристальные - показывали выдающийся интеллект - но, как позднее заметила моя наблюдательная жена, "они были остекленевшие, как будто он смотрел на тебя и одновременно просчитывал следующую сделку. Он был не с тобой, он выяснял как он может тебя использовать".
Когда я оказываюсь в подобной ситуации, я напоминаю себе, что я здесь ради собак а не ради влиятельного клиента. Я также всегда помню, что собакам наплевать на богатство и на предметы искусства и на то что мы называем влиятельностью в мире людей. Единственное что они ищут - душевное равновесие. И, конечно, к тому времени я уже понял, что вошел в отнюдь не уравновешенный дом. Единственно, я вежливо отметил как здесь красиво и спросил "Чем могу быть полезен?"
Олигарх сказал что его собаки просто невозможны. Они не могут даже находиться в одной комнате потому что кидаются друг на друга и пытаются убить. Он тут же обвинил во всем свою помощницу, Мери, сказал что это она спровоцировала такое поведение потому что сильно их избаловала. Это был еще один красный флажок для меня. Когда клиент немедленно обвиняет еще кого-то в собачьих проблемах, я вспоминаю старую как мир пословицу "ткни в кого-то пальцем, и три пальца уткнутся в тебя". Это знак, что человек оторван от реальности и не собирается отвечать за свои собственные действия. Конечно-же, я должен был встретиться с собаками сам.
Вилли и Кид были маленькими серыми миниатюрными шнауцерами, жившими в роскоши, каждый в своей отдельной комнате. Они были потрясающе хорошенькими и великолепно ухоженными. Как только они появились, олигарх, который до того выглядел довольно устрашающе, совершенно растаял. "Эй, Вилли, эй, Кид". Его голос стал выше и лицо смягчилось. Даже стеклянный взгляд куда-то делся. "Ты должен помочь этим собачкам, мужик. Эти собачки - вся моя жизнь". И по отчаянию в тоне его голоса, прежде грубом и напыщенном, я понял как это для него важно.
Про себя я уже думал, почему этот человек выглядел так, как будто он не тратил эмоций на окружающих его людей, но тратил так много эмоций на этих маленьких собачек. Но прежде всего я должен был заняться немедленной проблемой: могут эти собаки жить вместе без драк? Конечно могут! Сначала я установил свое превосходство над Вилли в одной комнате, а затем над Кидом в другой. В течение нескольких минут я создал для них стратегию быть вместе, сначала занявшись собакой, которая была на высшем уровне энергии и агрессии в тот момент - любимчиком олигарха Кидом. Олигарх во всем обвинял Вилли, поскольку Вилли был новой собакой в доме. Но выяснилось, что это Кид начинал большинство конфликтов. Кид не был по природе доминантным или агрессивным, и потребовалось не так много коррекции чтобы он уяснил картину. Теперь я контролировал ситуацию, и я давал ему понять: "Никаких драк с братцем". И вдруг неожиданно перед перед глазами олигарха были Вилли и Кид, прекрасно ладившие друг с другом. Проникся ли олигарх? Конечно нет поначалу, это не его стиль. Было очевидно, что для него благодарность к кому-то была демонстрацией собственной слабости. "Может, ты и мог это сделать, но мои сотрудники - нет. Ни за что на свете мы не сможем держать их вот так вместе. Они друг друга убьют". И неважно что я пытался сказать или объяснить с какой легкостью он или его сотрудники могут сделать то же самое, он продолжал цепляться за свои негативные полные страха воспоминания. Он продолжал паниковать, но со злобой и обвинениями.
Во время той первой встречи я понял, что в тот момент у меня было мало надежды на то чтобы к нему пробиться. В конце концов, как и большинство моих клиентов, он нанял меня чтобы помочь его собакам, а не ему самому. Но в то время какбольшинство других клиентов становятся достаточно открытыми чтобы посмотреть как их собственное поведение отражается в их собаках, олигарх был уверен, что он-то уж точно не нуждается ни в какой помощи. Он продолжал обвинять свою помощницу, своих сотрудников, и весь Манхеттен в своих проблемах. И пока я пытался до него достучаться, я заметил, что он избегает смотреть в глаза. Он смотрел на часы, стрелял глазами по комнате. В мире животных мы называем это поведение избеганием. В природе животные справляются с опасностью четырьмя путями - драка, бегство, избегание или подчинение. Я угрожал его видению мира, и по этому сигналу он пытался и драться и удирать и избегать меня одновременно. Сегодня для олигарха еще не настало время признаться себе, как его собственные проблемы отражались на поведении его собак. Но день этот не далек.
Собаки под прессом
Как Вилли и Кид, многие собаки в Америке живут под прессом слишком высоких ожиданий со стороны своих владельцев. "Прессом?" - спросите вы. "Да я обращаюсь с ними лучше чем с собственными детьми. Мои собаки имеют все что только пожелают. Что это за пресс такой?"
У меня есть для вас новость. Каждый раз когда вы очеловечиваете свою собаку и ожидаете что она займет место отсутствующих ребенка, любовника, друга, или родителя в вашей жизни, вы кладете груз нереальных ожиданий на собаку. Вы отнимаете у нее ее достоинство, достоинство быть собакой. Собака есть часть Матери Природы. А это значит что она естественным образом создана ожидать порядок в ее жизни, ожидать что она должна потрудиться чтобы получить еду и воду, и должна следовать правилам и указаниям упорядоченной социальной системы, под присмотром вожака, которому она доверяет. Если вы не даете собаке всего этого, да еще и переносите на нее все эмоции, ласку и близость, которых вам не хватает в отношениях с людьми, вы ведете себя очень нечестно по отношению к собаке - и вы можете быть причиной всех ее поведенческих проблем.
Какие у меня доказательства что мы в западном обществе - в Америке в частности - вынуждаем наших собак заполнять неподходящие для них пустоты в наших неуравновешенных человеческих жизнях? Прежде всего, у меня есть клиенты. На последующих страницах вы прочтете о некоторых случаях как из моей частной практики, так и из моих телесерий, которые красочно иллюстрируют как различные психологические потребности владельцев несправедливо перенесены на их собак. Но существуют также и другие доказательства.
Возьмем, к примеру, опрос 1,019 владельцев домашних животных, проведенный Американской Ассоциацией Госпиталей для Животных в 2004 году. В исследовании задавался вопрос: Вы попали на необитаемый остров. Кого вы предпочтет иметь в компании - человека или животное? Подумайте об этом минутку. Респонденты могли выбрать с кем коротать время на острове - Анджелина Джоли, Дженнифер Лопес,Антонио Бандерас. Будучи преданным как есть моей стае из моего Центра Психологии Собак, я предпочту мою жену Илюжн, бесспорно.
Но что выбрали респонденты? Пятьдесят процентов из них выбрали свою собаку или кошку!
Опрос также показал, что 80% владельцев назвали "потребность в компании" как основную причину завести животное, в противовес защите, как приятеля для игр ребенку, разведения ради прибыли и др. 72% назвали ласку как самую важную для них особенность питомца, 79% обычно дарят питомцам подарки к праздникам и на день рождения, 33% говорили с питомцами по телефону или оставляли сообщение на автоответчик, и 62% признались что подписывали поздравительные открытки от имени своего и своего питомца.
Вот другая потрясающая статистика: исследование 2006 года, проведенное медицинской школой университета Сент Луис обнаружило что пенсионеры в домах престарелых чувствовали себя гораздо менее одинокими после времени проведенного наедине с собакой, чем если их просто навестили люди с собакой. Хорошо то, что животные облегчили их одиночество. И животные действительно имеют такую силу; я вернусь к этому позже. Плохо то, что пенсионеры склонялись скорее к животным, чем к представителям своего собственного вида.